Фрагмент для ознакомления
2
15. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений причислены в ст.108 НК РФ:
1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.
6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.
Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено Налоговым Кодексом.
25. Теории регулирования экономики налогами
Налоговая теория – система научных знаний о сущности и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.
Налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Различают общие и частные налоговые теории.
1. Общие налоговые теории отражают назначение налогообложения в целом. К ним, в частности, относятся: теория обмена, теория наслаждения, теория страхования, классическая теория, кейнсианская теория, теория монетаризма, теория экономики предложения.
Суть теории обмена заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т. п. Данная теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.
Атомистическая теория является разновидностью теории обмена. Ее апологетами в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан и Шарль Монтескье, Вольтер, Мирабо. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем, если бы каждый из них защищал себя самостоятельно.
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773–1842) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т. д.
В этот же период складывается теория налога как страховой премии, поборниками которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797–1877) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789–1864). По их мнению, налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.
Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и др. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того, чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.
Рассмотренные налоговые теории представляют с различных позиций идею возмездности между государством и плательщиком налога, т. е. налогоплательщик не просто жертвует государству часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды.
Особое место в развитии налоговой теории принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо. А. Смит впервые разработал принципы построения налоговой системы. Классическая теория рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти».
В определение налога классики привнесли понятие справедливости налогообложения по отношению к плательщику, без соблюдения которой налог, возможно, перестает быть налогом и переходит в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или грабежа.
В XVII – первой трети XIX в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику. Великая депрессия (1929–1935 гг.) ознаменовала начало кризиса всей существующей системы целей и методов управления государством в условиях свободной конкуренции. Как реакция на нее появляется новая теория в экономической науки – теория Дж. М. Кейнса.
Данная теория впервые рассматривает налог не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и как один из важнейших инструментов регулирования экономических отношений общества. Налоги рассматриваются как эффективный рычаг воздействия государства на экономику.
В период с 1945 по 1970 г. в капиталистическом мире произошли события, которые вывели мировую экономику и ее проблемы на принципиально иной уровень. НТП, глобализация экономики, соединение одновременно циклического, структурного, экологического, энергетического кризисов – все это привело к переосмыслению методов государственного воздействия на экономику.
В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: монетаризм и теория экономики предложения.
Близкой к кейнсианскому пониманию налога как инструмента регулирования экономики выступает теория монетаризма, выдвинутая в 1950-х гг. М. Фридменом, приверженцем идеи свободы рынка. Теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую, кроме него, никто не может осуществить, – регулирование денег в обращении. По мнению М. Фридмена, регулирование экономики может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. В данном случае налоги, наряду с иными механизмами, воздействуют на денежное обращение, в частности через налоги изымается излишнее количество денег.
В кейнсианской теории и теории монетаризма налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние сбережения, то во втором – излишние деньги.
Теория экономики предложения, получившая свое развитие в 1980-е гг. в США (Г. Стайн, А. Лэффер), предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории – утверждение, что лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Американский экономист А. Лаффер выявил закономерность, характеризующую связь между налоговой нагрузкой предприятий и доходами государства. Обобщая статистические данные разных стран, он обосновал вывод о том, что снижение налоговых ставок может стимулировать рост производства и, значит, расширить налоговую базу.
2. Частные налоговые теории представляют собой исследования по отдельным вопросам налогообложения, данные теории обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т. д.
К частным теориям налогов, например, относятся: теория соотношения прямого и косвенного обложения, теория единого налога, теория пропорционального налогообложения, теория прогрессивного налогообложения, теория переложения налогов.
Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. Со времен А. Смита и Д. Рикардо на государственном уровне и в экономических научных кругах шли дискуссии по поводу справедливости прямого и косвенного налогообложения. Однако к концу XIX в. ученые пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное – для эффективного получения поступлений.
Идея введения единого налога начиная с XVIII в. периодически появлялась в проектах реформаторов и трудах экономистов. Под единым налогом понимается единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и пр.
Несомненно, что переход на единый налог упрощает систему учета и уплаты, но затрудняет выбор оптимальной налогооблагаемой базы и не позволяет в полной мере реализовать функции налогов. Несостоятельность доктрины по ведению единого налога была аргументированно доказана еще в начале ХХ в. российскими учеными. Как утверждал А. А. Соколов, «множественность доходоприносящих объектов приводит к множественности налогов».
В чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль – например, когда единый налог ориентирован не на всю совокупность налогоплательщиков, а лишь на определенную категорию.
Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе РФ, в частности в возможности применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказала и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении частных теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Налог всегда есть ущемление и изъятие собственности; любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых интересов, социальных сил, а также их расстановку.
Согласно идее пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.